Оптовый рынок электроэнергии и мощности. Оптовый и розничный рынки электроэнергии Функционирование оптового рынка электроэнергии рф

В настоящее время на территории Российской Федерации действует двухуровневый (оптовый и розничный) рынок электроэнергии и мощности. Субъектами оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) являются генерирующие компании (ОГК, ТГК, концерн Росэнергоатом, Русгидро, ИНТЕР РАО ЕЭС и еще более 50 генерирующих компаний), операторы экспорта/импорта электроэнергии (Сисиемный оператор (СО), оператор торговой системы (ОАО АТС), центр финансовых расчетов (ЦФР), сбытовые организации включая гарантирующих поставщиков, сетевые компании (Российские электрические сети (ФСК, МРСК и множество независимых ЭСК) (в части приобретения электроэнергии для покрытия потерь при передаче), крупные потребители. Субъекты оптового рынка могут выступать в роли, как продавцов, так и покупателей электроэнергии и мощности. Для получения статуса участника оптового рынка организация должна удовлетворять требованиям, Правил оптового рынка электрической энергии (мощности).

По состоянию на 01.01.2012 г. в реестр субъектов оптового рынка внесены:

    113 генерирующих организаций,

    134 гарантирующих поставщиков,

    113 энергосбытовых организаций,

    113 крупных потребителей,

    1 организация с экспортно-импортными функциями (ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»),

    4 инфраструктурные организации (ОАО «СО ЕЭС»,ОАО «ФСК ЕЭС»,НП «Совет рынка»,ОАО «АТС»).

ОРЭМ функционирует на территории регионов, объединенных в ценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Европейской части России и Урала, во вторую - Сибирь. В неценовых зонах (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), где по технологическим причинам организация рыночных отношений в электроэнергетике пока невозможна, реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам. Основные принципы функционирования ОРЭМ.

На ОРЭМ торгуются два товара - электроэнергия и мощность. Мощность - особый товар , покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования к продавцу мощности поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

Рынок электроэнергии.

На оптовом рынке электроэнергии функционируют несколько секторов, различающихся условиями заключения сделок и сроками поставки: сектор регулируемых договоров (РД), сектор свободных договоров (СД), рынок на сутки вперед (РСВ), балансирующий рынок (БР).

С 2011 года в пределах ценовых зон ОРЭМ РД заключаются только в отношении объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, контролируемым МРСК Северного Кавказа.

Объемы электроэнергии, не покрываемые РД, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынков РСВ и БР.

В рамках СД участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, цены и объемы поставки. РСВ представляет собой проводимый коммерческим оператором (ОАО «АТС») конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. цена определяется путем балансирования спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из порядка 8000 узлов обеих ценовых зон.

Для снижения рисков манипулирования ценами на РСВ введена система стимулирования участников к подаче конкурентных ценовых заявок - в соответствии с правилами торговли.

Объемы электроэнергии, реализуемой в рамках ДР и РСВ, формируют плановое потребление электроэнергии. Однако фактическое потребление неизбежно отличается от планового. Торговля отклонениями от планового производства/потребления осуществляется в режиме реального времени на БР.

Рынок мощности

С 1 июня 2008 года торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности (КОМ), проводимого СО. Участники оптового рынка, прошедшие процедуру допуска к КОМ, получили возможность подавать заявки в объеме, не превышающем максимальную располагаемую мощность, учтенную Федеральной службой по тарифам России (ФСТ) в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования. Покупатели обязаны оплатить всю мощность, отобранную на КОМ в их ценовой зоне. Поставщики в каждой ценовой зоне несут солидарную ответственность за исполнение обязательств по предоставлению мощности.

В долгосрочном рынке конкурентный отбор мощности производится исходя из формируемого СО прогноза спроса на соответствующий период поставки. В случае превышения фактического спроса на мощность над прогнозным возможно проведение корректирующего конкурентного отбора мощности. В ходе КОМ в первую очередь отбирается мощность, введенная по ДПМ (договоры о предоставлении мощности) и аналогичным ДПМ договорам с АЭС и ГЭС. Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается, за исключением мощности генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы). Мощность и электроэнергия вынужденных генераторов оплачивается по тарифу, установленному ФСТ.

СО является основной технологической инфраструктурой, обеспечивающей функционирование и развитие оптовых рынков электроэнергии и мощности.

Совместно с Ассоциацией НП «Совет рынка» и АО «АТС» выполняет полный комплекс работ, необходимых для функционирования рыночных механизмов и обеспечения надежной работы энергосистемы в соответствии с Правилами оптового рынка электроэнергии (мощности) .

Рынки электроэнергии

Рынок на сутки вперед

Рынок на сутки вперед (РСВ) – конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час наступающих суток.

На РСВ цена зависит от часа суток, дня недели, периода года. Главный критерий, по которому отбираются поставщики электроэнергии на ближайшие сутки, – конкурентоспособность ценовых заявок. Это дает поставщикам электроэнергии прямую экономическую заинтересованность в использовании всех своих технологических возможностей для снижения стоимости.

Балансирующий рынок

Все изменения уровня потребления, сетевые ограничения, состояние генерирующего оборудования невозможно спрогнозировать заранее с абсолютной точностью. При управлении режимом работы энергосистемы в реальном времени необходимо компенсировать возникающие отклонения от режима, запланированного сутки назад. Расчет и доведение до объектов управления графиков генерации при фактическом управлении ЕЭС в режиме реального времени реализуется в рамках балансирующего рынка.

В течение суток Системный оператор многократно проводит формирование прогнозов спроса (потребления), актуализацию расчетной модели с учетом изменившихся системных условий. На основании данной информации проводятся конкурентные отборы ценовых заявок поставщиков, обеспечивающие экономическую эффективность загрузки станций и требования к надежности.

Управление режимами в реальном времени основано на минимизации стоимости поставки электроэнергии, а также мерах, делающих невыгодными самовольные отклонения от плановых значений и стимулирующих выполнение команд СО по управлению режимом.

На балансирующем рынке при возникновении отклонений фактического потребления или выработки от плановых значений участники рынка «штрафуются», если отклонения обусловлены собственной инициативой, или «премируются», если отклонения являются следствием исполнения команды Системного оператора.

Основная задача АО «СО ЕЭС» в оптовых рынках электроэнергии - обеспечение соблюдения установленных параметров надежности функционирования ЕЭС России и качества электрической энергии - осуществляется экономическими методами с использованием ценовых сигналов:

  • рынка на сутки вперед: дифференциация цен рынка в зависимости от часов суток/дня/ периода года дает участнику прямую экономическую заинтересованность использовать все имеющиеся технологические возможности для выравнивания графика потребления;
  • балансирующего рынка: участники рынка заинтересованы в точном исполнении графика, заданного АО «СО ЕЭС». Самостоятельное отклонение от заданного режима работы оплачивается участнику по наименее выгодной в данный час цене. Кроме того, поставщики электроэнергии дополнительно заинтересованы и в изменении графика генерации по команде АО «СО ЕЭС» - данные отклонения квалифицируются как внешняя инициатива и оплачиваются по наиболее выгодной в данный час цене.

Основные функции:

  • обеспечение функционирования системы расчетов выбора состава включенного генерирующего оборудования на неделю вперед;
  • формирование актуализированной расчетной модели для проведения Коммерческим оператором конкурентного отбора в рынке на сутки вперед;
  • обеспечение функционирования балансирующего рынка – расчет и доведение графиков генерации при фактическом управлении ЕЭС в режиме реального времени.

Рынок мощности

Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требовать от продавцов мощности поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к выработке электроэнергии.

Рынок мощности позволяет избежать дефицита мощности в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сформировать у собственников генерирующего оборудования обязательства по поддержанию мощностей в состоянии готовности к работе, а также возместить часть условно-постоянных издержек при эксплуатации генерирующих объектов. За счет функционирования рыночных механизмов, учитывающих доходность на инвестированный капитал, повышается инвестиционная привлекательность строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики.

Основная задача АО «СО ЕЭС» в рынке мощности - обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие генерирующих мощностей:

  • в требуемом объеме;
  • с требуемыми технологическими параметрами;
  • в требуемые сроки;
  • с учетом прогноза развития сетевой инфраструктуры.

Основная функция АО «СО ЕЭС» - организация проведения процедур конкурентного отбора мощности с соблюдением заданных выше условий.

Рынок услуг по обеспечению системной надежности (рынок системных услуг) создает источник для финансирования специфических расходов владельцев оборудования, которые не могут быть компенсированы в рамках рынка электроэнергии или мощности. Основная задача АО «СО ЕЭС» в рынке системных услуг - обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие в ЕЭС России оборудования со специфическими, необязательными для всех субъектов, характеристиками:

  • способность участия в нормированном первичном регулировании частоты;
  • способность участвовать в автоматическом вторичном регулировании частоты на ТЭС;
  • регулирование реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, не участвующего в производстве активной мощности;
  • эксплуатация элементов систем противоаварийного управления в ЕЭС России, создаваемых в целях увеличения пропускной способности в контролируемых сечениях электрической сети.

АО «СО ЕЭС» определяет технические требования, проводит отбор поставщиков услуг и заключает долгосрочные договоры на их оплату.

Рынки неценовых зон

В неценовых зонах АО «СО ЕЭС» осуществляет все деловые процессы, исполняемые для функционирования рынков электроэнергии и мощности в ценовых зонах, за исключением процедур, связанных с конкурентным отбором ценовых заявок поставщиков, т.к. оплата поставок осуществляется по тарифам.

Новости раздела

23.07.2019 17:07

Участие электростанций в нормированном первичном регулировании обеспечило гарантированное качество регулирования частоты в ЕЭС России при значительном небалансе мощности после отключения энергоблоков Калининской АЭС

Участие генерирующего оборудования в нормированном первичном регулировании частоты (НПРЧ) обеспечило максимально быструю гарантированную реакцию на резкое отклонение частоты при возникшем 18 июля небалансе в ЕЭС России

Оптовый рынок электрической энергии и мощности - это особая торговая площадка, на которой продается и покупается электроэнергия и мощность большинства поставщиков России. В торгах на ОРЭМ принимают участие крупные производители (владельцы генерирующих объектов) и покупатели (энергосбытовые компании и крупные потребители, получившие статус субъекта оптового рынка).

Работа ОРЭМ регламентируется Федеральным законом № 35-ФЗ от 23.03.2003 «Об электроэнергетике» и Правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе и регламентами оптового рынка, разрабатываемыми Ассоциацией «НП Совет рынка» - саморегулируемой организацией участников оптового рынка.

Основные принципы организации оптового рынка:

  • свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  • свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
  • свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии;
  • учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях;
  • взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины;
  • обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации;
  • отсутствие дискриминации в правилах оптового рынка в отношении субъектов оптового рынка, владеющих существующими или новыми объектами электроэнергетики.

Субъекты оптового рынка:

  • поставщики электрической энергии (генерирующие компании);
  • покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом «Об электроэнергетике»; НП «Совет рынка»;
  • коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
  • организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).

Розничный рынок электроэнергии
- сфера купли-продажи электрической энергии (мощности) и/или тепловой энергии (мощности) на уровне «энергоснабжающая организация - потребители».

Основной нормативный документ, определяющий порядок работы розничного рынка электроэнергии и мощности - это «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии», утвержденные Постановлением Правительства Р. Ф. от 04.05.2012 № 442.

Участники розничных рынков электроэнергии:

  • потребители электрической энергии;
  • исполнители коммунальных услуг, которые приобретают электрическую энергию для дальнейшей продажи ее гражданам, т. е. оказанию им коммунальных услуг;
  • гарантирующие поставщики;
  • независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации;
  • производители электрической энергии на розничных рынках, которые не имеют статуса субъекта оптового рынка или по каким-либо причинам утратили этот статус субъекта оптового рынка;
  • сетевые организации, а также владельцы объектов электросетевого хозяйства;
  • системный оператор.

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

1. Регулируемые цены - для населения и приравненных к нему категориям.

Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Также региональные службы по тарифам (РСТ) субъектов РФ утверждают тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии, с использованием которых производятся расчеты с сетевыми компаниями и сбытовые надбавки.

2. Нерегулируемые (свободные) цены - для всех групп потребителей, кроме населения и приравненных к нему категорий.

На розничных рынках в ценовых зонах гарантирующие поставщики продают электроэнергию клиентам (за исключением населения) по нерегулируемым ценам. Порядок расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию указан в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Согласно этим правилам продажа электроэнергии потребителям осуществляется по одной из шести ценовых категорий.

Ценовые категории - это наборы различных вариантов трансляции гарантирующим поставщиком своей себестоимости на потребителя электроэнергии. Клиенту очень важно выбрать наиболее выгодную из возможных ценовую категорию, поскольку переплата в случае выбора неоптимальной категории может быть существенной. В выборе наиболее подходящей именно вам категории могут помочь специалисты вашей энергоснабжающей организации.

Изменить ценовую категорию вы можете, если направите уведомление гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода (месяца), с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменить вариант расчета за услуги по передаче электрической энергии можно только раз в год.

  • по максимальной мощности присоединенного энергооборудования;
  • по способу планирования своего потребления;
  • по способу оплаты услуг по передаче.

Потребители с максимальной мощности присоединенного энергооборудования более 670 кВт не могут выбрать для покупки электроэнергии от гарантирующего поставщика первую и вторую ценовые категории.

Способ трансляции цены покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке

Тариф на передачу

Обязанность планирования почасового потребления

Необходимый учёт электроэнергии

1

Одноставочная цена

одноставочный

нет

интегральный

2

Одноставочная цена с дифференцией по зонам суток

одноставочный

нет

зонный или почасовой

3

одноставочный

нет

почасовой

4

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

двухставочный

нет

почасовой

5

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

одноставочный

да

почасовой

6

Почасовая оплата электроэнергии, мощность в типовой час

двухставочный

да

почасовой

В рамках оптового рынка электроэнергии торговля ведется в трех секторах, различающихся как по условиям сделок купли-продажи так и по срокам поставки электроэнергии:

Рассмотрим более подробно каждый из них:

Рынок на сутки вперед (РСВ)

Торги на рынке на сутки вперед обеспечиваются коммерческим оператором оптового рынка (ОАО "АТС") путем приема заявок от покупателей оптового рынка об объемах покупки электроэнергии с разбивкой по часам на следующие сутки, а от продавцов оптового рынка об объемах и ценах продажи электроэнергии по часам на эти же сутки. Цена определяется путем балансирования спроса и предложения еще до начала фактической поставки на основании полученных ОАО "АТС" заявок. Цена определяется для каждого узла в соответствии с расчетной моделью рынка, цена рассчитывается для каждого часа торговых суток.

Балансирующий рынок (БР)

На рынке на сутки вперед покупатели оптового рынка покупают запланированные на каждый час объемы электроэнергии, однако, в процессе фактического потребления неизбежны отклонения фактических объемов от плановых. Отклонения в режиме реального времени торгуются на балансирующем рынке. Если покупатель потребил по факту больше, чем заявил на РСВ, то он докупает необходимый объем на балансирующем рынке, если потребил меньше, чем заявил, то продает излишек, так как уже не может отказаться от покупки на РСВ.

Регулируемые договора (РД)

В ценовых зонах оптового рынка электроэнергии и мощности регулируемые договоры (РД) заключаются между продавцами и покупателями только в отношении объемов электроэнергии и мощности, которые предназначены для последующей продажи населению и приравненным к населению группам потребителей. В неценовых зонах оптового рынка, где невозможно рыночное формирование цены, весь объем электроэнергии реализуется по РД. Цены на электроэнергию и мощность по регулируемым договорам рассчитываются по формулам определяемым федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (федеральная служба по тарифам).

Оптовым рынком электроэнергии и мощности принято называть область обращения электрической энергии и мощности в российской энергосистеме в рамках единого экономического пространства России с участием крупных производителей и покупателей электроэнергии и мощности и других лиц, которые получили статус субъекта на этом рынке и действующих согласно правил оптового рынка, которые утверждаются в соответствии с законом «Об электроэнергетике». Критерии отнесения покупателей и производителей электроэнергии к категории «крупных» устанавливаются Правительством РФ в соответствии с тем же законом.

Из истории

Одновременно с образованием РАО «ЕЭС России» была сформирована оптовая торговля электроэнергией на федеральном общероссийском оптовом рынке электрической энергии и мощности (ФОРЭМ). Этот рынок представлял собой схему контрактных отношений всех его участников, который были связаны между собой технологическим процессом по выработке, продаже и потребления электрической энергии в ЕЭС РФ. Правовой базой функционирования ФОРЭМ стали Федеральный закон от 14-го апреля 1995-го года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и Постановление Правительства Российской Федерации № 793 от 12-го июля 1996-го года.

Датой начала функционирования этой модели рынка (оптового) электрической энергии в России принято считать 1-е ноября 2003-го года.

Особенности электрической энергии как рыночного товара

Электрическая энергия обладает некоторыми особенностями, которые обусловлены ее свойствами, учитываемыми при организации оптового рынка: совпадение производственного и потребительского процессов электрической энергии и эквивалентность объема потребленной и выработанной энергии в определенный временной промежуток; отсутствие возможности делать запасы электроэнергии в достаточных количествах (в масштабах энергетической системы); отсутствие возможности заранее оговорить точные объемы выработки и потребления электрической энергии; отсутствие возможности определить производителя электрической энергии, использованной потребителями.

Оптовый рынок электроэнергии может правильно функционировать только в случае, когда в каждый промежуток времени достигается баланс выработки и потребления.

Что касается практики, то и производители, и потребители электрической энергии допускают существенные отклонения от своих прямых обязательств по производству и потреблению электрической энергии. Наличие краткосрочных и сезонных скачков нагрузки в сочетании с тем фактом, что мощность, которой располагают электростанции, должна превышать величину максимума годового нагрузки, приводит к недогрузке в течение года определенного объема генерирующей мощности.
Отсутствие возможности создания запасов продукции неизбежно приводит к потребности в создании резервов мощностей, пропускной способности электросетей и топливных запасов на станциях. Величина этих резервов нормируется, а расходы на их поддержание включаются в цену электрической энергии.

Главные принципы организации оптового рынка
1-го сентября 2006-го года была введена новая модель оптового рынка электрической энергии и мощности, которая стала называться «Новым оптовым рынком электрической энергии и мощности» (НОРЭМ,или ОРЭМ). Данная модель рынка предполагает наличие трех отраслей торговли электрической энергией: долгосрочные договора; балансирующий рынок (БР); рынок на сутки вперёд (РСВ).

Оптовый рынок электроэнергии делится на две ценовые зоны: Европейская часть Российской Федерации и Урал; Сибирь.

Территории РФ, на которых по разным причинам невозможно существование конкурентного рынка были отнесены к неценовым зонам. Калининградская, Архангельская области и республика Коми вошли в первую неценовую зону, а Дальний Восток - во вторую. Торговля электрической энергией в неценовых зонах имеет некоторые особенности и происходит только по ценам, которые регулируются. Существует перечень территорий Российской Федерации, на которых отсутствует оптовой рынок электроэнергии. Это так называемые изолированные территории, к которым относятся: Сахалин, Камчатка, Магаданская область, Республика Саха (за исключением Южно Якутского энергетического района). На этих территориях энергокомпании не делятся по видам бизнеса и организованы в акционерные общества.

Рынок двусторонних договоров

На данном рынке торговля электроэнергией происходит по свободным двусторонним (СД) и по регулируемым договорам (РД). В сфере регулируемых договоров предельные тарифы на электроэнергию устанавливает ФСТ, а поставщиков и покупателей определяет Администратор системы торговли.
При заключении СД участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, объемы поставки и цены. Поставщики обязаны осуществить поставку объема электрической энергии, который предусмотрен договором, или произвести его на производственных объектах, находящихся в их собственности, либо приобретя его на РСВ или по СД.

Лишние или недостающие объемы электрической энергии продаются или покупаются на РСВ касательно договорных объемов. Торговля происходит по цене, устанавливающейся на основании спроса и предложения. Равновесная цена определяется под влиянием заявок поставщиков и покупателей энергии определенной ценовой зоны, учитывая необходимость осуществления перетоков электроэнергии.

Балансирующий рынок

Данный рынок — это рынок отклонений почасовой выработки и потребления электрической энергии от планового графика торговли. Цель балансирующего рынка — обеспечить баланс выработки и потребления в реальном времени. Премию получают Генераторы, которые изменяют выработку энергии по требованию Системного оператора. Дополнительной платой нагружаются Генераторы, которые снижают выработку и потребители, которые увеличивают нагрузку по своей инициативе.

Рынок мощности

Целью образования рынка мощности является организация условий для притока инвестиций в электроэнергетику, которые обеспечивают образование новых мощностей в достаточном объеме, чтобы удовлетворить спрос на электрическую энергию и поддержать нужный уровень надежности снабжения электроэнергией. Поставщики мощности отбираются Системным оператором на основе конкурсного отбора заявок на поставку мощности. Поставщики, которые отбираются в конкурсном отборе, получают гарантии, что их мощности будут востребованы. В гарантийный период продажа мощности происходит по СД с продажей электрической энергии на любом конкурентном рынке или тарифным методом по цене, которую указывает в ценовой заявке поставщик, с продажей энергии по тарифу, который устанавливает ФСТ.

Рынок системных услуг

Данный рынок используется как механизм обеспечения правильного функционирования энергосистемы и качества электроэнергии. Основными типами системных услуг являются: регулирование напряжения; вторичное и первичное регулирование частоты электротока; поддержание мощностных резервов; возможность пуска производственного объекта без привлечения внешних источника энергии; регулирование потребительской нагрузки; антиаварийное управление.

Участники оптового рынка

Участниками рынка являются поставщики электроэнергии и мощности. К таким поставщикам относятся: производственные компании, имеющие право продажи электроэнергии; компании, которые осуществляют операции. К покупателям электроэнергии и мощности относятся: энергосбытовые компании; крупные потребители энергии; энергоснабжающие организации, имеющие статус Гарантированного поставщика; организации, которые осуществляют импортно-экспортные операции; компании, имеющие право продажи электроэнергии на оптовом рынке, и имеющие статус субъектов оптового рынка.