Где найти план проверок на год. Генпрокуратура опубликовала реестр плановых проверок

"Консультант", 2005, N 23

Один из самых сложных участков работы бухгалтерии - учет готовой продукции. Наибольшие трудности бывают при расчете стоимости незавершенного производства. Тем более налоговые правила такого расчета недавно поменялись. Так, организации теперь могут устанавливать их самостоятельно. Более того, фирмы могут сами определять и перечень прямых расходов. Разумеется, чем он короче, тем ниже налоговая себестоимость готовой продукции и "незавершенки". Тем большие суммы фирма может учесть как косвенные расходы и сразу списывать их в уменьшение облагаемой прибыли. Итак, как это реализовать на практике, давайте рассмотрим на примере (цифры примера условные).

Закрытое акционерное общество "Росдор" занимается деревообработкой. Предположим, что остатков незавершенного производства на начало 2006 г. у фирмы не было. Согласно учетной политике для целей налогообложения фирмы на 2006 г. в состав ее прямых расходов включают:

  • затраты на покупку сырья (древесины);
  • затраты на оплату труда основного производственного персонала;
  • единый социальный налог и пенсионные взносы, начисленные на зарплату основного производственного персонала.

По учетной политике организации суммы амортизации, начисленные по основным средствам производственного назначения, фирма учитывает как косвенные расходы. А стоимость "незавершенки" рассчитывает исходя из того количества сырья, из которого была изготовлена готовая продукция.

Для этого высчитывают специальный коэффициент, который определяют по формуле:

Коэффициент = (Количество древесины, из которого произведена готовая продукция за месяц + Технологические потери за месяц) : Общее количество оприходованной древесины за месяц.

Стоимость "незавершенки" на конец месяца определяют так:

Стоимость "незавершенки" = Общая сумма прямых расходов за месяц x (1 - Коэффициент).

Сумму прямых расходов, которую относят к готовой продукции, рассчитывают так:

Сумма прямых расходов, которую относят к готовой продукции = Общая сумма прямых расходов за месяц - Стоимость "незавершенки"

Январь 2006 года

За январь прямые расходы фирмы составили:

  • на покупку 1000 кубических метров древесины - 1 200 000 руб.;
  • на оплату труда производственного персонала - 300 000 руб.;
  • на оплату единого социального налога с зарплаты производственного персонала (в том числе пенсионные взносы) - 78 000 руб.

Из оприходованной древесины было изготовлено 200 кубических метров готовой продукции (досок). Технологические потери составили 400 кубических метров древесины.

Рассчитаем стоимость незавершенного производства. Прежде всего определим коэффициент. Он составит:

(200 + 400) : 1000 = 0,6.

Стоимость "незавершенки" на конец января составит:

(1 200 000 руб. + 300 000 руб. + 78 000 руб.) x (1 - 0,6) = 631 200 руб.

В январе сумма прямых расходов, которую относят к готовой продукции (200 кубических метров досок), составит:

1 200 000 + 300 000 + 78 000 - 631 200 = 946 800 руб.

946 800 руб. : 200 куб. м = 4734 руб.

Февраль 2006 года

Последняя формула будет выглядеть так:

Сумма прямых расходов, которую относят к готовой продукции = Общая сумма прямых расходов за месяц + Стоимость "незавершенки" на начало месяца - Стоимость "незавершенки" на конец месяца.

Предположим, в феврале прямые расходы "Росдор" составили:

  • на покупку 5000 кубических метров древесины - 5 500 000 руб.;
  • на оплату труда производственного персонала - 1 300 000 руб.;
  • на оплату единого социального налога с заработной платы производственного персонала (в том числе взносы в Пенсионный фонд РФ) - 338 000 руб.

Из оприходованной древесины предприятие изготовило 900 кубических метров готовой продукции (досок). Технологические потери составили 1700 кубических метров древесины.

Рассчитаем стоимость незавершенного производства. Определим коэффициент. Он составит:

(900 + 1700) : 5000 = 0,52.

Стоимость "незавершенки" на конец февраля составит:

(5 500 000 руб. + 1 300 000 руб. + 338 000 руб.) x (1 - 0,52) = 3 426 240 руб.

В феврале сумма прямых расходов, которую относят к готовой продукции (900 кубических метров досок), составит:

5 500 000 + 1 300 000 + 338 000 + 631 200 - 3 426 240 = 4 342 960 руб.

Себестоимость одного кубического метра готовых досок составит:

4 342 960 руб. : 900 куб. м = 4826 руб.

Незавершенное производство за март, апрель, май и т.д. надо считать аналогичным образом.

В.Мещеряков

глава экспертной коллегии

журнала "Практическая бухгалтерия"

Незавершенное производство в бухгалтерском учете производственных и строительных организаций отражают по-разному. Как отразить незавершенное производство в бухгалтерском учете вы узнаете в статье.

Про счет 20, себестоимость и производственные расходы :

Что считать незавершенным производством в бухгалтерском учете

Для начала разберемся, что такое незавершенное производство в бухгалтерском учете, какие составляющие включает.

Понятие незавершенного производства (НЗП) приведено в пункте 63 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (далее Положение).

Согласно этой норме, незавершенное производство — это продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки.

Не относятся к незавершенному производству:

  • переданные в цеха (на участки), но не подвергавшиеся обработке сырье, материалы, покупные готовые изделия;
  • не подлежащие исправлению забракованные полуфабрикаты.

Такой порядок следует из пунктов 56, 97 и 98 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2011 г. № 119н.

Незавершенное производство может иметь место в основном и вспомогательном производстве, а также в деятельности обслуживающих производств и хозяйств.

Какими способами можно оценить незавершенное производство в бухгалтерском учете

В пункте 64 Положения говорится о том, что оценка незавершенного производства в бухгалтерском учете происходит следующими способами:

  • по по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов;
  • по прямым статьям затрат;

Однако такой бывает оценка незавершенного производства при выпуске продукции для массового и серийного производства. Строительство же объектов - единичное производство, в котором незавершенное производство может оцениваться только по фактически произведенным затратам - прямым и косвенным (в отличие от незавершенного производства на предприятии промышленном). То есть, у строительных организаций при оценке незавершенного производства альтернатив нет.

Об учете и оценке незавершенного производства для производственных и строительных организаций поговорим отдельно.

Учет и оценка незавершенного производства: общий порядок

Ниже вы найдете шпаргалку по учету и оценке незавершенного производства. Подробная памятка поможет избежать ошибок.

НПЗ счет бухгалтерского учета

Все, что потрачено на изготовление продукции, записывают:

  • в дебет счета 20 «Основное производство».
  • в дебет счета 23 «Вспомогательные производства»;
  • в дебет счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Затраты на производство будут возмещены, когда изготовленная продукция будет реализована (спишутся в кредит 20, 23 и 29 счета). А пока стоит задача постоянно подсчитывать стоимость незавершенного производства. То есть номера счетов по незавершенному производству — 20, 23 и 29.

Рост затрат незавершенного производства свидетельствует о том, что затраты увеличиваются быстрее, чем выпуск продукции. А еще это может быть признаком того, что компания пытается скрыть нерентабельность производства (получен убыток, переведен на незавершенное производство). То есть какие-то расходы не принимают во внимание, определяя финансовый результат (оставляют в незавершенке). О последствиях искажения отчетности читайте ниже.

Следующий вопрос: незавершенное производство пассив или актив. Поскольку 20, 23 и 29 счет относятся к активным, расходы на производство собираются по дебету, списываются по кредиту. Начальные и конечные остатки (незавершенное производство) бывают только дебетовыми.

Про счет 20, себестоимость и производственные расходы

Главное правило бизнеса гласит: актив не должен залеживаться на месте. Чтобы материалы, основные средства и прочие ценности принесли прибыль, их надо оперативно пустить в дело. Например, изготовить продукцию и продать ее. Для учета затрат, которые организация вложила в производство, План счетов предусматривает специальные счета. Один из них — счет 20 «Основное производство».

Учет незавершенного производства (проводки)

Чтобы сформировалось сальдо по счету 20 (незавершенное производство), проводки по себестоимости готовой продукции (выполненных работ) делают на протяжении всего отчетного периода.

Операции по учету незавершенного производства и готовой продукции отражают следующим образом:

Дебет 20 (23, 29) Кредит 10 (02, 05, 23, 25, 26, 70, 69...)
- списаны затраты на производство продукции (выполнение работ).

По мере выпуска готовой продукции (выполнения работ) затраты, накопленные на счете 20, списываются:
. в дебет счета 43 (счета 90), если организация ведет учет фактических затрат;
. в дебет счета 43 (счета 90 или 40), если организация ведет учет затрат по нормам:

Дебет 43 (40, 90) Кредит 20
- списана себестоимость готовой продукции (выполненных работ) основного производства, сданной на склад.

По мере выпуска готовой продукции (выполнения работ) вспомогательными или обслуживающими производствами (хозяйствами) их стоимость спишите с кредита счета 23 или 29. В зависимости от того, кто является их потребителем, отнесите их в дебет счетов учета производственных затрат или финансовых результатов (Инструкция к плану счетов (счета 23 и 29)).

Стоимость остатков сырья и материалов, не списанных на себестоимость готовой продукции (выполненных работ) (дебетовое сальдо по счетам 20, 23 и 29 на конец отчетного периода), признается затратами незавершенного производства.

Оценка НПЗ в бухгалтерском учете

Незавершенное производство можно оценивать любым из способов, приведенных выше:

  • по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов;
  • по прямым статьям затрат;
  • по фактической или нормативной себестоимости.

Разберем каждый из них в отдельности.

Оценка по стоимости сырья. Если организация оценивает незавершенное производство по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, стоимость остатков незавершенного производства определите по формуле:

Количество остатков незавершенного производства определяется в конце месяца по результатам инвентаризации и (или) на основании первичной документации (форма № МХ-15). Акт инвентаризации незавершенного производства составьте в произвольной форме.

Оценка по прямым затратам. При применении способа оценки незавершенного производства по прямым статьям затрат прямые расходы распределите между остатками незавершенного производства и готовой продукцией в том же порядке, который применяется для расчета налога на прибыль.

Оценка по фактическим, нормативным затратам. При применении способа оценки незавершенного производства по фактической или нормативной себестоимости объем незавершенного производства оценивается исходя из условно-натуральных показателей, которые организация определяет самостоятельно. Например, в качестве такого показателя можно использовать эквивалентное количество готовых изделий.

Для расчета эквивалентного количества готовых изделий нужно знать коэффициент готовности продукции на каждой стадии производственного процесса и остатки сырья, не переработанного (переработанного частично) (в натуральных измерителях). Для расчета остатков сырья, материалов, не прошедших полного производственного процесса, используйте форму № МХ-19, утвержденную постановлением Росстата от 9 августа 1999 г. № 66, или форму № М-17, утвержденную постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Коэффициент готовности продукции на каждой последующей стадии производства рассчитывается нарастающим итогом с учетом коэффициента готовности продукции на предыдущей стадии. Величина этих коэффициентов должна быть установлена технологической службой организации.

Чтобы определить объем незавершенного производства, эквивалентного количеству готовых изделий на конец месяца, нужно рассчитать эквивалентное количество готовых изделий на каждой стадии производственного процесса. Для этого воспользуйтесь формулами:

Незаверше нное производство в бухгалтерском учете в строительстве

В зависимости от статуса организации (подрядчик или застройщик) отличается:

  • понятие «незавершенное производство в строительстве в бухгалтерском учете» (это или незавершенное производство, или незавершенное строительство);
  • порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

Какой счет незавершенного производства по плану счетов у подрядчика

У подрядчика незавершенное производство — это затраты по незаконченным работам, выполненным согласно договору строительного подряда, которые собираются в разрезе объектов учета. В том числе по оплаченным или принятым к оплате работам, выполненным привлеченными организациями по договору на строительство в период с начала исполнения договора на строительство до момента его завершения.

Завершение строительства предполагает окончательный расчет по законченному объекту строительства и факт передачи его застройщику (заказчику). В этот момент доходы от реализации уменьшает стоимость незавершенного производства (ПБУ 10/99 п. 19).

Особенностью учета незавершенного производства у подрядчика является возможность отражать затраты по отдельным выполненным конструктивным элементам или этапам работ до сдачи заказчику объекта строительства в целом.

Компания, выполняющая однородные специальные виды работ или осуществляющая строительство однотипных (типовых) объектов с непродолжительным сроком исполнения договоров, незавершенку в строительстве может учитывать методом накопления затрат за определенный период времени по видам работ и местам возникновения затрат.

На каком счете отражается незавершенное производство? Затраты подрядчика аккумулируются на счете 20 «Основное производство». Если висит сальдо по счету 20, незавершенное производство у компании есть.

Куда перетекает стоимость продукции со счета 20

Счет бухгалтерского учета незавершенного производства у застройщика

У застройщика принятые к оплате или оплаченные подрядные работы, выполненные подрядчиками на законченных строительством объектах до их ввода в эксплуатацию и сдачи инвестору, входят в состав незавершенного производства (строительства).

Счет учета незавершенного производства (строительства) у застройщика не такой, как у подрядчика. Застройщик собирает затраты на не оконченное строительство (незавершенное производство) на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет «Строительство объектов основных средств»). Все расходы на незавершенное производство в строительстве застройщик разделяет по каждому объекту с начала строительства до сдачи объекта в эксплуатацию.

Каким образом в бюджетном учете отражается незавершенное производство

Если учреждение оказывает услуги (выполняет работы, выпускает продукцию), оно должно формировать их себестоимость. Порядок формирования себестоимости установлен в пунктах 134-140 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Но в этих нормах изложены лишь общие правила. Поэтому подробный порядок формирования себестоимости учреждение должно разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Методы оценки незавершенного производства

Итак, что же нужно закрепить в учетной политике? Во-первых, способ калькулирования. Выбрать способ учреждение может само, либо его определит учредитель. В том числе нужно прописать и объект калькулирования (вид деятельности, конкретная услуга, работа, продукция, заказ и т. д.).

Коммерческие организации обычно используют позаказный, попроцессный, попередельный методы. Позаказный метод удобно использовать при выполнении научно-исследовательских работ. А вот при выпуске готовой продукции правильнее использовать нормативный метод. Такой вывод можно сделать из положений пункта 122 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Там установлено, что готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости, а по окончании месяца определяется фактическая себестоимость.

Далее установите способ классификации затрат. Установите подробный перечень прямых и накладных расходов по статьям затрат. А также не забудьте прописать и порядок распределения на себестоимость накладных и общехозяйственных расходов, в том числе базу для распределения. Кроме того, установите, какие расходы не нужно включать в фактическую себестоимость услуг (работ, продукции).

Алгоритм расчета незавершенного производства

Себестоимость услуг (работ, продукции) формируется на счете 109.00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Бюджетные и автономные учреждения должны формировать себестоимость, то есть применять счет 109.00 как в платной деятельности, так и при выполнении госзадания (а медицинские учреждения - и в рамках ОМС) - то есть при оказании бесплатных работ и услуг.

При формировании себестоимости оказываемых услуг (работ, продукции) используйте такой алгоритм.
Сначала соберите расходы на аналитических счетах счета 109.00, а именно:

  • прямые затраты, которые напрямую относятся к определенному виду услуг, работ или продукции, сразу отражаются на счете 109.60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
  • накладные расходы - на счете 109.70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
  • общехозяйственные расходы - на счете 109.80 «Общехозяйственные расходы»;
  • издержки обращения - на счете 109.90 «Издержки обращения».

Не забывайте, что некоторые расходы не нужно включать в фактическую себестоимость услуг (работ, продукции) и отражать на счете 109.00. Их нужно сразу списать на финансовый результат (счет 401.20).

В конце отчетного периода накладные и общехозяйственные расходы распределите на счет 109.60 - на себестоимость конкретных услуг (работ, продукции). Причем состав общехозяйственных расходов предварительно проанализируйте. Так, те расходы, которые относятся на себестоимость, нужно распределить на соответствующий вид услуг (работ, продукции) и отразить на счете 109.60. А нераспределяемые спишите на финансовый результат. Об этом сказано в пункте 135 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Издержки обращения по окончании отчетного периода спишите на финансовый результат (п. 140 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Себестоимость работ (услуг, продукции) на счете 109.60 такие расходы не формируют.
Со счета 109.60 себестоимость списывайте:

  • в части услуг и работ - на уменьшение дохода по счету 401.10;
  • в части изготовленной продукции - на увеличение ее стоимости на счет 105.37.

Две ситуации, когда санкции по налогам не попадают на счет 20

Не стоит относить санкции к расходам по обычным видам деятельности, если налог, с которым они связаны, не включают в расходы отчетного периода. Так бывает, когда налог входит в стоимость какого-либо актива. Например, в стоимость основного средства, готовой продукции или остается в составе незавершенного производства.

Незавершенное производство в налоговом учете

Под незавершенным производством понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом (ст. 319 Налогового кодекса РФ).

Как видим, в целом понятие о том, что такое НПЗ, в налоговом учете совпадает с понятием в бухгалтерском учете. Однако если НПЗ в бухгалтерском учете определяется, как правило, применительно ко всем расходам по договору - прямым и косвенным (если в организации не используется метод прямого списания общехозяйственных расходов на счет 90 «Продажи»), то в налоговом учете только к прямым расходам.

Порядок учета незавершенного производства

Строительная компания самостоятельно устанавливает порядок распределения прямых расходов на НЗП и на выполненные в текущем месяце работы (оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов выполненным работам (оказанным услугам). В первую очередь исходя из технологических особенностей производства. Выбранный порядок распределения закрепляется в налоговой учетной политике.

Затраты в незавершенном производстве рассчитываются по формуле:

НЗПк = НЗПн + РПобщ - РПсдан

В формуле НЗПк - сумма остатка незавершенного производства по данным налогового учета на конец отчетного периода (текущего месяца); НЗПн - сумма остатка незавершенного производства по данным налогового учета на начало отчетного периода (текущего месяца); РПобщ - прямые расходы отчетного периода (всего за месяц); РПсдан - прямые расходы, списанные на себестоимость работ, сданных в отчетном периоде заказчику.

Оценка незавершенного производства в налоговом учете

Выбор конкретного варианта расчета НЗП должен быть оправданным. Покажем, как произвести расчеты, на конкретных примерах.

Котловой метод распределения расходов. При выполнении однородных работ по краткосрочным договорам может применяться способ расчета остатка НЗП исходя из доли «закрытых» договоров в общей сумме заключенных договоров. При этом используется один из показателей: договорная стоимость заказов (без учета НДС), сметная стоимость заказов (без учета нормы прибыли) или нормативная стоимость заказов.

Строительные организации распределяют сумму прямых расходов на остатки НЗП пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на производство работ в общем объеме выполняемых в течение месяца строительно-монтажных работ (СМР). Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца.

Пример 1:

Подрядная организация (ООО «Строймонтаж») ведет учет затрат методом накопления, то есть котловым методом. В апреле 2019 года СМР выполнялись на двух объектах. Договорная стоимость работ (без НДС):
- на объекте I - 600 000 руб.;
- на объекте II - 400 000 руб.

В конце апреля по объекту I работы заказчиком приняты в полном объеме. По данным налогового учета по двум объектам прямые расходы за апрель составили 500 000 руб., косвенные - 150 000 руб.

Бухгалтер ООО «Строймонтаж» произвел следующие расчеты:

1) определил долю не принятых заказчиком работ в общем объеме выполняемых в апреле 2019 года работ:

400 000 руб. : (400 000 руб. + 600 000 руб.) х 100 = 40%;

2) исчислил сумму остатков НЗП на конец апреля:

500 000 руб. х 40% = 200 000 руб.;

3) рассчитал сумму прямых затрат, включаемых в расходы за апрель:

500 000 руб. - 200 000 руб. = 300 000 руб.

Таким образом, для ООО «Строймонтаж» налогооблагаемая база по прибыли за апрель 2019 года составит 150 000 руб. (600 000 - 300 000 - 150 000).

Позаказный метод распределения расходов. Основным методом учета затрат на производство строительных работ является позаказный метод, при котором объектом учета считается отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства или вид работ в соответствии с условиями договоров, заключенных с заказчиками. Учет затрат ведется нарастающим итогом до окончания выполнения работ по конкретному заказу. При позаказном учете затрат на производство строительных работ оценивать следует НЗП по каждому объекту (заказу).

В случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, компания в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей (п. 1 ст. 319 Налогового кодекса РФ).

Прямые расходы можно распределять исходя из следующих показателей:

  • стоимости сырья, переданного для производства строительных работ в текущем месяце, или его количества;
  • суммы заработной платы основных производственных рабочих или их среднемесячной численности;
  • выручки от реализации выполненных работ и т. д.

Пример 2:

Изменим условиям предыдущего примера.

По данным налогового учета прямые расходы по двум объектам в целом за апрель 2019 года составили 500 000 руб. В том числе:

  • по объекту I материальные затраты - 170 000 руб.; расходы на оплату труда основных рабочих - 150 000 руб.;
  • по объекту II материальные затраты - 65 000 руб.; расходы на оплату труда основных рабочих - 55 000 руб.

Начислена амортизация по основным средствам, используемым при производстве строительных работ на двух объектах, - 60 000 руб. Поскольку материальные затраты и оплата труда учитываются по каждому объекту отдельно, распределению подлежит только начисленная в апреле амортизация основных средств.

В качестве показателя для распределения используется выручка (без НДС).

Определим сумму амортизации, приходящуюся на объект II:

60 000 руб. х 40% = 24 000 руб.

Рассчитаем сумму прямых расходов по объекту II, учитываемых в составе НЗП на конец апреля:

65 000 руб. + 55 000 руб. + 24 000 руб. = 144 000 руб.

Налоговая база для исчисления налога на прибыль за апрель составит:

600 000 руб. - (500 000 руб. - 144 000 руб.) - 150 000 руб. = 94 000 руб.

Отметим, что в примере 2 распределение прямых расходов по объектам учета более точное. Однако не следует рассматривать данный расчет как способ оптимизации налогообложения, поскольку нами рассмотрен только первый этап, когда заказчиком принят один объект. При условии принятия заказчиком всего объема строительных работ - по двум объектам - общая сумма налога будет одинаковой (от методики учета затрат она не зависит).

Отражение НПЗ в бухгалтерской отчетности

Для того чтобы правильно отразить НЗП в отчетности, как уже отмечалось, следует помнить, что в строительной отрасли существует два понятия: незавершенное строительство и незавершенное производство.

В форме № 1 «Бухгалтерский баланс» стоимость незавершенного строительства указывается в общей сумме по строке «Прочие внеоборотные активы» (код 1190).

Заметим: мы говорим о деятельности строительных организаций, то есть о застройщике, который ведет строительство не для себя, а для инвестора. В этом случае для отражения «незавершенки» надо использовать именно строку 1190.

А вот при возведении объекта для собственных нужд (хозспособом) стоимость незавершенного строительства необходимо показать в составе основных средств. Ведь, согласно пункту 20 ПБУ 4/99, незавершенное строительство входит в статью «Основные средства». Однако во избежание разногласий с налоговиками по поводу базы для налога на имущество стоимость незавершенного строительства нужно показать «в том числе» - отдельной дополнительной строкой.

Затраты по незавершенному производству у подрядных организаций отражаются по строке 1210 «Запасы» (в общей сумме запасов). Расшифровка запасов по отдельным строкам теперь не предусмотрена.

Последствия неправильного учета и отражения НЗП в отчетности

Зачастую строительные компании допускают ошибки, связанные с неправильной классификацией расходов, с неверным определением стоимости незавершенного производства и отражением информации в отчетности.

Одной из таких ошибок является, например, то, что учетной политикой для целей налогообложения не установлен и на выполненные в текущем месяце работы.

В частности, некоторые фирмы, определяя перечень прямых расходов, связанных со строительством, стоимость услуг субподрядных организаций относят к косвенным расходам и единовременно списывают их на затраты. Также существует практика списания в состав косвенных затрат всей суммы расходов на оплату труда и взносов во внебюджетные фонды. Указанными действиями организация может неправомерно завышать величину расходов отчетного периода, тем самым занижая налоговую базу по налогу на прибыль.

Как уже было отмечено, перечень прямых затрат организация утверждает самостоятельно. Но это не значит, что его можно устанавливать произвольно. Метод распределения расходов должен быть обоснован и экономически оправдан (письмо ФНС России от 24 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/2952@, определение ВАС РФ от 13 мая 2010 г. № ВАС-5306/10 по делу № А71-8082/2009).

Расскажите директору, откуда в годовом балансе взялись такие цифры

По опросу бухгалтеров большинство директоров всегда просят показать в годовом балансе прибыль, убытки или пояснить, что означает та или иная сумма. Мы хотим упростить вам эту задачу.

Меры ответственности за неправильный учет НПЗ

За систематическое (два раза и более в течение календарного года) неправильное отражение показателей на счетах бухгалтерского учета и в отчетности организацию могут оштрафовать на 10 000 руб., а при повторном нарушении сумма штрафа возрастет до 30 000 руб. (п. 1, 2 ст. 120 Налогового кодекса РФ).

Неправильное формирование показателей НЗП означает, что активы организации в бухгалтерском балансе будут отражены недостоверно. Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности на 10 процентов и более признается грубым нарушением правил бухучета (ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях). За это должностные лица организации (руководитель и главный бухгалтер) могут быть оштрафованы на сумму от 5000 до 10 000 руб. (при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб.). Такой же штраф предусмотрен и в случае искажения сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов.

Минфин предлагает установить новые административные штрафы за непредставление бухгалтерской отчетности. Привлекать к ответственности будут организации, которые не сдают бухотчетность в новый государственный информресурс ФНС.

Ошибки при формировании НЗП влияют на величину налоговой базы по налогу на прибыль. Штраф за неполную уплату налогов составляет 20 процентов от неуплаченной суммы (п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ). Если занижение налоговой базы явилось следствием грубого нарушения правил учета, компанию могут на сумму не менее 40 000 руб. на основании пункта 3 статьи 120 Налогового кодекса РФ. Одновременно (за одно нарушение) эти две нормы применяться не могут.

Компании и предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, при этом могут исключить себя из списка проверок на период с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо подать в органы государственного и муниципального контроля заявление , а также вступить в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы.

Вступить в реестр можно в любом из подразделений ГБУ «Малый бизнес Москвы» . Однако данное право не распространяется на предпринимателей, которые привлекались к административной ответственности за грубые правонарушения. С даты окончания проверки, во время которой было обнаружено правонарушение, должно пройти не менее трёх лет.

Исключить себя из реестра проверок не смогут также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие некоторые виды деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере.

Кроме того, новые правила не распространяются на проверки в отношении субъектов, занятых на опасных производственных объектах. К таким проверкам относятся:

— федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности и федеральный государственный пожарный надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты первого или второго класса опасности;

— федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения первого или второго класса опасности;

— государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, первой или второй категории;

— федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

— федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

— лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

— внешний контроль качества работы аудиторских организаций;

— федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные хозяйственные общества, партнёрства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также индивидуальные предприниматели.

В промежуток с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в границах государственного и муниципального контроля касательно субъектов малого предпринимательства не проводятся.

Будет ли проверена ваша компания? Об этом можно узнать на сайте Генеральной прокуратуры РФ в «Едином реестре плановых проверок ». В данный момент можно увидеть сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2016 год.

Каждая компания может проверить свои реквизиты введя информацию на сайте и узнать не запланирована ли проверка, о которой еще не уведомили инспекторы. Помимо всего, сам сервис дает возможность увидеть информацию о плановых проверках у контрагентов.

Напоминаем, что для организаций и владельцев бизнеса, имеющих отношение к субъектам малого и среднего предпринимательства, возможно исключение из плана проверок. Для этого нужно подать заявление , форму которого Правительство Российской Федерации утвердило в декабре 2015 года, или вступив в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, данные которого использует прокуратура города Москвы. Вступить в реестр Вы можете в любом из подразделений ГБУ "Малый бизнес Москвы"

С 14 июля 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» касающиеся проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

К субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства соответствующие условиям, предусмотренным статьёй 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает ста человек включительно, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не превышает 800 млн. рублей и другие требования в соответствии с действующим законодательством.

Согласно вышеуказанных изменений с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в рамках государственного и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства не проводятся, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и иЍ дивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

Также данное правило не распространяется на предпринимателей, в отношении которых выносилось решение о привлечении к административной ответственности за грубые правонарушения, об административном наказании в виде дисквалификации или предприниматель был лишён лицензии на осуществление деятельности. С даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено одно из перечисленных решений, должно пройти не менее 3-х лет.

То есть, плановые проверки с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не будут проводиться только в отношении добросовестных предпринимателей.

Кроме того, исключением являются те плановые проверки, которые могут проводиться чаще, чем раз в 3-и года, а так же проверки в отношении субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

К таким проверкам относится:

  1. федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности и федеральный государственный пожарный надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;
  2. федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;
  3. государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;
  4. федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
  5. федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;
  6. лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
  7. внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
  8. федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Субъект малого предпринимательства вправе подать в органы государственного и муниципального контроля заявление об исключении его из ежегодного плана проведения плановых проверок.

Проведение плановой проверки с нарушением данных требований является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.